Спецпроекты

На страницу обзора
Запуск проекта Rainbow не скажется на размере ИТ-бюджета
Кирилл Дремач, руководитель департамента информационных технологий «Ситибанка», рассказал, что в 2014 году банк планирует запустить проект Rainbow. Его суть заключается в масштабном обновлении информационных систем по обслуживанию физлиц и оптимизации бизнес-процессов розничного банка. Запуск системы в эксплуатацию почти не скажется на ИТ-бюджете банка: он практически будет равен прошлогоднему. Кроме того, стратегически важным Кирилл Дремач считает развитие дистанционного банковского обслуживания. Об этом он рассказал в интервью CNews.

Кирилл Дремач

CNews: Какова динамика ИТ-бюджета вашего банка в 2013 году? Выделите, пожалуйста, основные направления затрат.

Кирилл Дремач: ИТ-бюджеты последние несколько лет стабильны с тенденцией к понижению. Инфляционный рост некоторых внешних расходов компенсируется инициативами по оптимизации бизнес-процессов и повышению производительности труда, сэкономленные средства инвестируются в развитие. Год от года акценты в целом не меняются. Мы инвестируем в системы дистанционного банковского обслуживания, в развитие розничных информационных систем, в доработки существующих решений для их соответствия новым требованиям регуляторов.

CNews: Какие проекты 2013 года являются стратегически важными для банка и почему?

Кирилл Дремач: Стратегически важным для банка является проект Rainbow, суть которого в масштабном обновлении информационных систем по обслуживанию физических лиц, улучшении интеграции различных информационных компонент, а также в оптимизации бизнес-процессов розничного банка. В настоящий момент мы практически закончили разработку ПО и переходим к тестированию.

В 2013 году производится масштабное обновление ИТ-инфраструктуры, меняется устаревшее сетевое и голосовое оборудование. Мы обновляем операционную систему на рабочих местах, уже запущены в промышленную эксплуатацию Citrix-фермы с тем, чтобы иметь возможность более активно использовать технологию тонких клиентов в розничных отделениях.

CNews: Сегодня банки уделяют много внимания консолидации информационных ресурсов. На каком этапе проекта по созданию единого хранилища данных сейчас находится ваш банк?

Кирилл Дремач: «Ситибанк» – это международный банк с многолетним опытом и сильной централизацией как продуктовой линейки, так и ИТ-систем. Без эффективно работающих хранилищ данных невозможно управлять такой крупной организацией. У нас есть несколько специализированных хранилищ данных: для финансового планирования и отчётности, для оперативного управления бизнес процессами, для создания персонализированных предложений нашим клиентам и управления рекламными кампаниями. В зависимости от целей каждого хранилища используются различные технологии, загружаются разные первичные данные. Программно-аппаратные комплексы оптимизированы исходя из задач каждого хранилища. Система работает очень эффективно, единого хранилища данных у нас нет, и мы не планируем его создавать.

CNews: Какие законодательные нововведения 2012–2013 годов, на ваш взгляд, сильно повлияют на процесс информатизации банков?

Кирилл Дремач: Я думаю, что все продолжают следить за поправками к закону о «О национальной платежной системе», особенно в части информирования клиента о проведении незаконных операций. Также нужно упомянуть требования законодательства о подключении банков к «Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах» (ГИС ГМП). Можно также отметить письмо Банка России №146-Т от 05.08.2013 «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет», которое даёт вполне конкретные рекомендации к безопасности систем дистанционного банковского обслуживания и учитывает положительный опыт лидеров в этой области.

CNews: Много говорится о возрастающей актуальности компонентной архитектуры. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Кирилл Дремач: В «Ситибанке» всегда использовался принцип компонентной архитектуры, когда для разных задач информатизации используются специализированные решения. Мы очень часто комбинируем программное обеспечение третьих фирм с компонентами собственной разработки.

CNews: Как идёт развитие дистанционного обслуживания в банке?

Кирилл Дремач: Развитие систем дистанционного обслуживания является стратегически важным направлением банка. В настоящий момент мы предоставляем услуги дистанционного обслуживания по телефону, с помощью банкоматов, мобильных устройств и интернета. В 2012–2013 годах мы сделали существенные инвестиции в эту область. В 2012 году был полностью обновлен наш интернет-банк, была существенно улучшена система безопасности, добавлены новые услуги, а также изменен дизайн. Было запущено мобильное приложение для iOS и Android. В 2013 году мы продолжили работу над добавлением новых услуг, доступных нашим клиентам системы Citibank Online, а также запустили новое приложение для планшетных устройств. Только через интернет и мобильные приложения нашими услугами ежедневно пользуются десятки тысяч клиентов в России.

CNews: Какой будет динамика ИТ-бюджета вашего банка в 2014 году? Каковы будут основные направления информатизации?

Кирилл Дремач: Бюджет 2014 года будет примерно равен бюджету 2013 года. Мы будем продолжать инвестировать в проект Rainbow, запуск которого в промышленную эксплуатацию планируется 2014 года.

CNews: Какие потребности банков в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?

Кирилл Дремач: Мы российский банк со стопроцентным иностранным капиталом, часть глобальной группы Citi, и нам приходится вести финансовый учет как по стандартам GAAP, так и по РСБУ. Вендорские решения, к сожалению, обычно способны решать наши задачи только в одной системе учета.

CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс банковской информатизации в ближайшие пару лет?

Кирилл Дремач: После банковского кризиса 2008 года многие серьезные банки вернулись к основам: увеличивается фокус на продаже классических банковских продуктов и обслуживании клиентов. При этом снижается фокус на проведении высокорискованных операций со сложными инвестиционными продуктами. В этой связи очень важно, чтобы банк был всегда доступен для клиента. Современное поколение не любит ходить в отделения, так что дальнейшее развитие систем дистанционного банковского обслуживания должно быть приоритетом для банковской информатизации в ближайшие несколько лет. Те, кто не придаст этому должного внимания, рискуют оказаться в аутсайдерах.