Спецпроекты

На страницу обзора
На пике актуальности находится задача управления прибыльностью
Валерий Чаусов, управляющий партнер компании Intersoft Lab, рассказал CNews, как за 15 лет изменилось предложение систем Business Analytics для финансовых организаций. Максимально востребованы методический консалтинг и автоматизация в области управления прибыльностью и бюджетирования. Норматив на внедрение таких систем – 6–8 месяцев.

Валерий Чаусов

CNews: В этом году Intersoft Lab отмечает 15-летие. Это солидный возраст для ИТ-компании. Как вы оцениваете основные итоги трех пятилеток?

Валерий Чаусов: Intersoft Lab – первый специализированный российский вендор систем бизнес-аналитики для финансовых организаций. Мы вышли на рынок в конце 90-х годов, когда в банках начали реализовываться первые в нашей стране проекты по созданию финансовых хранилищ данных и автоматизации отдельных управленческих технологий, таких как бюджетирование и управленческий учет. В начале нового века окончательно сформировалась концепция управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management), популяризации которой мы уделяли и уделяем существенное внимание, поскольку считаем, что эффективное использование ИТ возможно только на основе единого стратегического видения бизнес-задач организации. Узкая отраслевая специализация позволила нам досконально изучить особенности банковского бизнеса и накопить компетенции в области построения хранилищ данных и автоматизации всех видов банковской отчетности, планирования, бюджетирования и управления прибыльностью. За спиной компании – опыт успешной реализации более двух сотен проектов. Если говорить о доле, занимаемой нами на российском рынке бизнес-аналитики сегодня, то по количеству проектов в финансовом секторе она составляет более 50%.

CNews: Ваша компания позиционирует себя как российского разработчика BPM-систем. Какие изменения произойдут на рынке бизнес-аналитики в связи с возможным введением санкций крупнейшими западными ИТ-вендорами против ряда российских банков?

Валерий Чаусов: Вполне прогнозируемым в таких условиях трендом является движение в сторону использования Open Source ПО и продуктов отечественной разработки. Сегодня среди примерно 150 компаний, внедряющих системы бизнес-аналитики на российских предприятиях, в том числе в банковской отрасли, собственными разработками занимается не более 5 российских компаний и Intersoft Lab в том числе. При этом более 70% заказчиков в финансовом секторе выбирают именно отечественных вендоров. Быстро решить проблему импортозамещения невозможно, поскольку практически все продукты опираются на иностранные СУБД, BI или интеграционные платформы. Какова будет скорость перехода на открытое ПО, прогнозировать сложно, но наша компания инвестирует в разработку BPM-систем, использующих исключительно Open Source и платформу собственной разработки. Мы готовы уже сегодня предложить банкам такие решения.

CNews: Какие преимущества бизнес получает от использования BPM в части повышения внутренней эффективности? Приведите, если можно, конкретные примеры.

Валерий Чаусов: Отвечая на этот вопрос, буду обращаться только к опыту наших заказчиков. Если проследить динамику изменения независимого финансового рейтинга этих банков в течение года после ввода BPM-решения в промышленную эксплуатацию, то можно констатировать подъем на 5–50 позиций. Среди проектов, выполненных нашей компанией в этом году, стоит особо отметить ИТ-поддержку бюджетирования в Группе «Московская Биржа», автоматизацию управленческой отчетности и управления прибыльностью в Новикомбанке, «Всероссийском банке развития регионов», казахстанском «Банке ЦентрКредит», Примсоцбанке и Банке «Левобережный». Это разные по масштабу кредитные организации, которые объединяет общее стремление использовать эффективные технологии управления. В результате внедрения ВРМ-платформы банки получают не только важнейшую инфраструктурную составляющую – я имею в виду ХД – но и унифицированную технологию накопления управленческой информации, полезной всем уровням менеджмента. Особенностью наших решений является возможность учета профессиональных суждений в части выполнения управленческих корректировок, правил трансформации и обогащении данных. Это повышает доверие пользователей к системе, способствует ее эффективному использованию и, следовательно, ускоряет окупаемость.

Подчеркну, что внедрение BPM-систем – это категория ИТ-проектов, скорость возврата инвестиций в которые зависит от того, насколько организация готова управлять своей эффективностью. Банк должен иметь определенный уровень зрелости управленческих процессов. Методическая составляющая особенно важна, если речь идет о технологиях подготовки управленской отчетности и управления прибыльностью. Не все банки решаются использовать технологии учета стоимости ресурсов по трансфертным ценам именно в силу сложности построения модели трансфертного ценообразования. Необходимость разрабатывать методики и многочисленные примеры неэффективного консалтинга – основные сдерживающие факторы для внедрения BPM-решений.

Неэффективность консалтинга в данном случае трактуется как разработка нереализуемых с точки зрения автоматизации или неприемлемых для банка управленческих моделей. Понимая это, наша компания предоставляет клиентам консалтинговые услуги для подготовки банка к внедрению BPM-системы и делает это с учетом реальных возможностей кредитной организации, ориентируясь на поэтапное внедрение отдельных компонентов решения в соответствии с выбранными банком приоритетами. Такой подход гарантирует успешную автоматизацию управленческой модели, подготовку организационно-технологических процессов и ИТ-инфраструктуры к эффективной эксплуатации системы. Например, Банк «Санкт-Петербург», где сейчас внедряется хранилище данных «Контур» и строится ВРМ-система, начинал этот проект именно с модернизации комплекса управленческих методик.

CNews: Какими кредитными организациями востребованы решения для управления эффективностью бизнеса?

Валерий Чаусов: Используя математическую терминологию, можно выделить три пересекающихся множества банков – типичных потребителей технологий управления эффективностью. Первое множество – это крупные банки. Среди банков, входящих в ТОП-50, около 80% используют те или иные инструменты бизнес-аналитики. Для банков первой сотни этот показатель находится на уровне 60%, для банков, занимающих по размерам активов места во второй сотне, – на уровне 20%. Второе множество – это организации с развитой сетью филиалов и дополнительных офисов, для которых чрезвычайно актуальны проблемы централизованного управления распределенной структурой. Третье множество составляют амбициозные организации, стремящиеся к достижению нового качества финансового менеджмента и повышению точности управленческих оценок.

Здесь очень показателен пример «Банка ЦентрКредит» – четвертого по размеру активов коммерческого банка Казахстана. В рамках новой стратегии развития, направленной на повышение эффективности управления бизнес-процессами, Intersoft Lab выполняет в банке проект по построению автоматизированной системы оценки прибыльности. По итогам завершения нескольких этапов проекта, банк, имеющий 21 филиал, получил возможность оперативно оценивать прибыльность центров финансовой ответственности, банковских продуктов, каналов продаж и клиентов с учетом перераспределения накладных расходов. Приложения Intersoft Lab для управления эффективностью не только позволили получить требуемую детализацию финансового результата, но и обеспечили технологический задел для последующего введения методики расчета себестоимости продуктов на основе процессного подхода – Activity Based Costing.

CNews: Какая функциональность BPM-решений наиболее востребована финансовыми организациями сегодня?

Валерий Чаусов: Востребованность той или иной функции определяется, прежде всего, конъюнктурой финансового рынка. Например, в кризисный и первые посткризисные годы зафиксирован всплеск интереса к автоматизации подготовки регуляторной отчетности. Всегда в тренде задачи автоматизации финансовой консолидации и управленческой отчетности, их еще часто называют MIS.

В последнее время на пике актуальности находится задача управления прибыльностью. Это вполне закономерно, поскольку банки практически исчерпали возможности для экстенсивного развития. Для сохранения жизнеспособности кредитной организации необходимы новые адаптивные механизмы банковского менеджмента. Банк должен понимать источники формирования прибыли, отслеживать изменения доходности в разрезе ЦФО, бизнес-направлений, банковских продуктов, клиентов, каналов продаж, оперативно реагировать на эти изменения для формирования сбалансированной продуктовой и ценовой политики. Сегодня это основные задачи, для автоматизации которых банки выбирают ВРМ-платформу «Контур».

Со времен финансового кризиса не ослабевает интерес к автоматизации планирования и контроля над административно-хозяйственным бюджетом, поскольку банки заинтересованы в оптимизации своих расходов. Наше приложение «Бюджет хозяйственных расходов» успешно эксплуатируют более 20 банков. В 2014 году к пользователям приложения присоединились Банк «Возрождение» и Новикомбанк, перешедший к централизованному контролю над исполнением сметы АХР.

CNews: Сегодня большинство системных интеграторов, в том числе специализирующихся на построении хранилищ данных, идут по пути заказной разработки. Ваша компания следует другому принципу?

Валерий Чаусов: Да, мы предлагаем заказчику тиражные продукты. Во-первых, это финансовое хранилище данных и набор приложений для консолидации данных бухгалтерского и оперативного учета. Во-вторых, это приложения для планирования и бюджетирования, подготовки финансовой и управленческой отчетности, а также отчетности для регуляторов. В-третьих, это линейка приложений для управления прибыльностью, включающая такие решения, как «Трансфертное управление ресурсами», «Аллокации» и «Функционально-стоимостной анализ».

Нами проведен реинженигринг всех приложений, в результате получен набор гибко адаптируемых инструментов, позволяющих автоматизировать практически любую управленческую методику «малой кровью». Соотношение между настройкой и доработкой ПО на проектах мы довели до значения 4:1. С приложением «Управленческая отчетность» мы можем предложить клиентам десяток видов готовых механизмов управленческих корректировок в дополнение к настраиваемым механизмам расчета и уточнения управленческих регистров. В приложении «Трансфертное управление ресурсами» реализованы все стандартные методы расчета сроков фондирования, а также имеются инструменты для настройки модели трансфертного ценообразования на основания пользовательских правил, включая учет существенных событий по сделкам (досрочное погашение, пролонгация, реструктуризация и др.), влияющих на изменение сроков фондирования и трансфертную цену.

CNews: Какие примерные оценки стоимости проекта внедрения BPM-системы?

Валерий Чаусов: Коридор цен будет очень велик, поскольку стоимость конкретного решения определяется и масштабами банка, и требованиями к функциональности, и платой за бренд вендора. Логично будет отдельно оценить стоимость этапа построения корпоративного хранилища данных и этапа разработки и внедрения прикладной функциональности, поскольку в рамках популярного теперь подхода best-of-breed эти этапы зачастую реализовываются разными исполнителями с использованием продуктов от разных вендоров. Если просуммировать стоимость лицензий, необходимых для построения корпоративного хранилища данных, услуг по его развертыванию, затраты на организацию ETL-процедур, включая расходы на преодоление семантического диссонанса между данными учетных систем, и затраты на обеспечение качества данных, то для крупных банков, входящих в ТОП-25 получим оценку i100–250 млн. Для банков первой сотни цены начинаются от i25 млн. Стоимость автоматизации прикладной функциональности колеблется i40–400 млн. и может включать затраты на разработку процедур обогащения данных, реализацию методик трансфертного ценообразования, функционально-стоимостного анализа, управленческих корректировок, формирование необходимых витрин данных, получение отчетных форм для бизнес-пользователей. Сюда же необходимо добавить и стоимость лицензий прикладного ПО.

Если говорить о подходе нашей компании, то мы предлагаем банкам несколько статей экономии. Во-первых, за счет упрощенной процедуры внедрения тиражных продуктов с помощью уникальной методики быстрого внедрения. Во-вторых, за счет правильного планирования проекта в части последовательного внедрения отдельных компонентов и постепенного усложнения управленческих методик. В-третьих, за счет оптимизации одной из самых сложных задач ВРМ-проекта – обеспечения качества данных и создания в банке службы качества данных. Наконец, за счет включения специалистов заказчика в проектную команду, в результате чего существенная часть работ по настройке решения выполняется банком своими силами.

CNews: «Золотой век» для банковской индустрии остался в прошлом. Банки стараются оптимизировать расходы, многие пытаются сделать это за счет ИТ-бюджетов. Будут ли востребованы столь недешевые решения по автоматизации эффективности?

Валерий Чаусов: Спрос на системы бизнес-аналитики, в частности, на системы управления эффективностью организаций, будет только расти. Так, по данным компании Gartner, объем мирового рынка бизнеса-аналитики вырос в 2013 году на 8% по сравнению с 2012 годом и достиг $14,4 млрд. Судя по всему, эта тенденция сохранится. В банковском секторе интерес к BPM-решениям будет подогреваться рядом объективных причин. В первую очередь, это требования регулятора, которые все больше продвигаются в сторону Базеля III, то есть риск-ориентированного менеджмента. Банкам необходимо рассчитывать показатели профильных рисков, показатели ликвидности, достаточности капитала и концентрации кредитного риска на основании Инструкции №139−И. ЦБ уделяет все более пристальное внимание вопросам корпоративного управления в кредитных организациях, совершенствуя методику классификации банков по рейтинговым группам. Так, при оценке качества управления теперь будет учитываться показатель управления риском материальной мотивации персонала. Много внимания должно уделяться управлению данными для обеспечения полного понимания банковских бизнес-процессов и прозрачности бизнеса.

Во-вторых, это снижение маржинальности банковского бизнеса, вызванное рядом экономических и политических причин. Поскольку увеличивать доходность операций можно только за счет проведения более рисковой кредитной и инвестиционной политики, рациональное управление затратами становится основным резервом роста рентабельности. Более того, оценивать управленческие показатели в условиях отсутствия сверхприбылей необходимо с приемлемым уровнем точности и детализации, что можно сделать только на основе согласованных данных, собранных в централизованное хранилище.

В-третьих, конкуренция на банковском рынке, требующая быстрого реагирования на вызовы рынка. У бизнеса есть потребность в использовании продвинутых управленческих технологий. Поэтому наш девиз сегодня: управление рентабельностью и прибыльностью банка на ВРМ-платформе «Контур» детально, точно и надежно. Детально – значит в разрезе финансовой, продуктовой клиентской и сбытовой структур, точно – с учетом трансфертов и аллокаций, надежно – с учетом рисков и ликвидности. Ко всему этому я бы добавил четвертых параметр – быстро. Сроки внедрения комплексной системы бюджетирования и управления прибыльностью на платформе «Контур» составляют 6–8 месяцев.