Надежда Куртяник, глава Мингосуправления, ИТ и связи Московской области в интервью CNews — о вызовах цифровизации региона
Московская область — один из регионов, где цифровые госуслуги стали привычным инструментом для граждан и бизнеса. Подмосковье развивает сервисы на базе искусственного интеллекта, делает услуги проактивными и комплексными и многое другое. В последние годы регион прилагает серьезные усилия для того, чтобы привлечь на свою территорию как можно больше ИТ-компаний и ИТ-специалистов, рассказала в интервью CNews Надежда Куртяник, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
CNews: Московская область стабильно занимает третье место по уровню расходов на ИКТ, пропустив вперед только Москву и Санкт-Петербург. Какие задачи по цифровизации Подмосковья вы считаете ключевыми?
Надежда Куртяник: Московская область — крупный современный регион, мы уделяем большое внимание цифровизации и цифровой трансформации. Должно быть так, чтобы каждый человек легко и просто получал нужные услуги, подписывал документы в электронном виде, оставлял предложения по улучшению городского пространства. У людей не должна болеть голова насчет того, как бы достать нужную справку и оформить выплату.
Практически все из этого можно делать онлайн уже сейчас. Взаимодействие государства и жителя стало гораздо удобнее за последние годы. Сейчас для использования различных сервисов достаточно только смартфона. Могли ли мы представить такое еще десяток лет назад?
Если говорить предметнее, то наша деятельность проводится в соответствии с целями национальной программы «Цифровая экономика». 2024 год станет для нее финальным, поэтому уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах. Цифровые решения, которые доступны в нашем регионе, позволяют эффективно взаимодействовать на всех уровнях, быстро решать любые задачи и улучшать работу в разных сферах общественной жизни. Отмечу, что Мингосуправления реализует 5 проектов нацпрограммы «Цифровая экономика»: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект».
Основные показатели в рамках программы у нас находятся на высочайшем уровне. Например, показатель «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, здравоохранения, образования, госуправления соответствует уровню 99%. Этот высокий показатель отражает уровень цифровизации в регионе. А в образовании и здравоохранении цифровая зрелость и вовсе достигла 100%. Например, 100% наших жителей имеют доступ к электронным медкартам и в любой момент могут открыть сведения о своем здоровье. Действуют и информационные системы в сфере здравоохранения, к которым подключены все медицинские организации. В образовании тоже все в «цифре»: например, 100% наших учителей и школьников имеют доступ к цифровому образовательному контенту.
Все социально значимые услуги переведены в электронный вид. 87,7% домохозяйств подключено к сети интернет. А также мы поддерживаем ИТ-компании, которые разрабатывают отечественные решения, — операционные системы, антивирусные программы, офисные системы и многое другое, находясь у нас в регионе.
CNews: В чем, на ваш взгляд, специфика цифровизации Московской области по сравнению, например, с Москвой и СПБ? С какими сложностями вам приходится сталкиваться?
Надежда Куртяник: Давайте назовем это не «сложности», а «вызовы». Так вот, в последние два года мы и правда столкнулись с масштабными вызовами и решали новые задачи в сфере развития ИТ-отрасли, достижения цифрового суверенитета, создания качественных отечественных ИТ-решений, формирования импортонезависимости. Необходимо было в кратчайшие сроки создать комфортные условия для айтишников, чтобы они хотели жить и работать в России в целом и в Подмосковье в частности. Сначала была пандемия, которая повлияла на выбор места жительства: многие специалисты переходили на удаленный режим работы и уезжали в другие регионы или за границу. После этого — ввод новых санкций, который усилил тренд. Однако уже к середине 2022 года мы заметили, что отток замедлился. Мы развернули активную кампанию по привлечению ИТ-специалистов. Спустя два года можем сказать, что в Московской области выросло как число высокотехнологичных компаний, так и увеличилось количество айтишников. Благодаря этому отрасль в регионе стабильно развивается.
CNews: Ни один российский регион не может сравниться по уровню финансирования ИКТ с Москвой. Как вы расставляете приоритеты при выборе проектов?
Надежда Куртяник: Как я уже отмечала, мы строим работу в соответствии с основными показателями национальной программы «Цифровая экономика», поскольку она отражает векторы развития нашей страны в сфере новых технологий. Безусловно, в первую очередь реализуем проекты, которые направлены на улучшение качества жизни. В частности, это блоки социальных услуг, «умные» сервисы, цифровой документооборот и т.д.
Также мы не забываем про «профильников», которые работают «на земле». Автоматизация их труда и контроля выполнения работ имеет немалое значение для качества жизни наших жителей, поэтому мы уделяем большое внимание блоку ЖКХ, содержания территории и др.
CNews: Какими проектами Подмосковье может похвастаться?
Надежда Куртяник: Без лишней скромности скажу, что мы достигли значительных успехов по ряду направлений. Например, в Подмосковье работает уже более 30 проектов с использованием технологий искусственного интеллекта. Более подробно об этом расскажу далее.
Еще одно важное направление — цифровое государственное управление. Так, в регионе 100% массовых социально значимых услуг переведено в электронный вид, а доля обращений за ними онлайн превышает 99%. Всего на портале госуслуг Московской области доступно более 380 услуг и сервисов. Мы не только переводим услуги в «цифру», но и делаем их более удобными, проактивными, когда гражданину даже не нужно никуда обращаться самостоятельно. А для получения мер социальной поддержки жителям нет необходимости собирать справки и иные документы, выплаты назначаются автоматически. Льготникам, членам многодетных семей, ветеранам, инвалидам, пенсионерам важно иметь понятную систему взаимодействия с госорганами.
В прошлом году впервые в России в Подмосковье запустили социальный паспорт жителя региона. Электронный социальный паспорт позволяет уточнить льготный статус, проверить информацию о доступных видах транспорта, получить скидку в музее, аптеке, магазине. Он объединяет пенсионное удостоверение, удостоверения инвалида, многодетной семьи, ветерана боевых действий и ветерана труда. При этом носить при себе бумажный документ не нужно.
А весной этого года мы запустили комплексную услугу «Ветеран труда». Она позволяет по одному заявлению получить сразу пять услуг: присвоение звания ветерана, оформление социальной карты, назначение компенсации расходов на коммунальные услуги, назначение ежемесячной денежной выплаты, предоставление компенсации за домашний телефон. Кроме того, мы внедряем сервисы автозаполнения и предпроверки данных. Это помогает заполнять онлайн-формы быстро и без ошибок.
Новинки на региональном портале доступны и для бизнеса. Например, появился онлайн-сервис по заключению договоров с регоператором на вывоз твердых коммунальных отходов, запущены новые сервисы по организации торговли, стал доступен цифровой сервис для подачи сведений о продаже алкоголя и многое другое.
Если говорить о самых базовых вещах, то среди них выделяется доступность сотовой связи. На данный момент в Московской области зона покрытия составляет более 97%, а количество базовых станций операторов сотовой связи – более 25 тысяч. Работа по улучшению информационной инфраструктуры продолжается.
CNews: Как решается задача импортозамещения?
Надежда Куртяник: В Московской области увеличивается количество ИТ-компаний. Например, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество выросло на 547, а если сравнивать с 2022-м годом, то на 1579. Это связано с высоким спросом на отечественное ПО, необходимостью замещения иностранных продуктов.
Чтобы стимулировать развитие отрасли, государство предлагает различные меры поддержки. Например, в Подмосковье действует грант для разработчиков ПО и производителей компьютерной техники. Денежные средства можно потратить на зарплату новым сотрудникам или приобретение оборудования для работы. За два года было подписано более двадцати соглашений о предоставлении гранта, благодаря этой мере поддержки создано порядка 4 тысяч рабочих мест для айтишников. Подать заявку можно до конца ноября 2024 года. В январе 2025 года прием заявок возобновится. Мы стремимся создать максимально благоприятные условия для высокотехнологичных компаний.
CNews: Один из приоритетов последних лет — внедрение искусственного интеллекта в сфере государственного управления. Как это направление развивается в Подмосковье?
Надежда Куртяник: Технологии искусственного интеллекта в Московской области развиваются по 8 направлениям: городская среда и ЖКХ, здравоохранение, транспорт, образование и социальная сфера, строительство, сельское хозяйство, экология, госуправление. В 2024 году запланировано более 10 проектов с использованием ИИ-технологий, среди них – мониторинг состояния дорожного полотна, мониторинг очередей в МФЦ, выявление несанкционированной парковки автотранспорта, распознавание документов на портале госуслуг Подмосковья и другие. Своим опытом регион делится на портале «Цифровое Подмосковье», где представлены лучшие ИИ-решения Московской области и других регионов.
Одним из самых успешных проектов является «Чистая территория», который работает в регионе уже год. В рамках проекта нейросеть использует данные с камер системы «Безопасный регион». Искусственный интеллект обучен находить на улицах мусор, ямы, смет, граффити, нерабочие фонари, навалы снега зимой и т.д. Если нейросеть находит нарушение, то в системе автоматически появляется задача на его устранение. Ответственная организация должна в указанный срок исправить дефект. Затем ИИ проводит повторную проверку и подтверждает факт устранения нарушения. К «Чистой территории» подключено свыше 20 тысяч видеокамер. Это помогло снизить нагрузку на человека и выявить более 50 тысяч нарушений на улицах Подмосковья. Также в регионе работает проект по выявлению незаконной торговли, определению бродячих собак, контролю за школьным питанием и др.
Говоря об искусственном интеллекте, нельзя не упомянуть цифровых помощников. Так, на горячей линии 122 работает голосовой помощник министерства здравоохранения «Светлана», который принимает порядка 20 тысяч звонков ежедневно и заменяет 300 операторов. Благодаря «Светлане» время ожидания ответа на линии сократилось с 5 минут до секунды. В этом году у нас появился робот «Женя», который помогает по вопросам в сфере ЖКХ, принимает заявки и потом уточняет у жителя, помогли ему или нет.
CNews: На цифровизацию тратятся значительные средства. Как оценить ее эффективность в государственном секторе? Рассчитывали ли вы показатели эффективности для Подмосковья?
Надежда Куртяник: Один из показателей эффективности — это победа в федеральных конкурсах, высокие места в рейтингах. Так, Московская область является лидером рейтинга ИИ-зрелости регионов от Минэкономразвития, имеет награды премии «Цифровая индустрия промышленной России» за сервис «Подмосковные стройки» и систему контроля оборота строительных отходов на территории Подмосковья, входит в топ-3 конкурса «ПРОФ-IT.Инновация» за ГИС судебного делопроизводства Подмосковья, имеет диплом за поддержку федерального проекта «Урок цифры». И это только за прошлый год. Кроме того, в 2023 году награды I Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город» получили портал «Добродел» и система «Безопасный регион». А сеть МФЦ Подмосковья стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» в номинации «Лучший проект МФЦ».
CNews: Какие проекты запланированы в Московской области на ближайшие годы?
Надежда Куртяник: К концу 2024 года национальная программа «Цифровая экономика» будет реализована в Подмосковье в полном объеме. Далее будет осуществлен переход к новой нацпрограмме «Экономика данных». Мы будем работать в таких направлениях, как формирование рынка данных, создание системы эффективного противодействия киберпреступлениям, обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности в интернете.
CNews: Как благодаря цифровизации изменится жизнь жителей Подмосковья через 3-5 лет?
Надежда Куртяник: Благодаря цифровым технологиям пользоваться различными сервисами можно быстро и просто уже сейчас. Эта тенденция продолжится и в дальнейшем. Мы продолжим активно применять технологии искусственного интеллекта и подключать умных цифровых помощников, делать услуги проактивными и комплексными, внедрять цифровые сервисы для удобства наших жителей.
Цифровые технологии продолжат активно внедряться в работу сети МФЦ Подмосковья: будем улучшать функционал голосовых помощников и чат-ботов, расширять перечень услуг и сеть цифровых МФЦ, совершенствовать механизм дистанционного консультирования заявителей, а также внедрять в работу МФЦ искусственный интеллект.
Цифровые новинки будут появляться и для бизнеса. Они позволят избавить предпринимателей от бумажной волокиты, лишних этапов согласований и проверок, а также очного посещения различных инстанций. Комфорт должен быть в каждом шаге – от понятной формы заявления до онлайн-подписания договоров прямо в личном кабинете. Стремимся к тому, чтобы сервисы становились еще эффективнее.