Екатерина Столбова, фонд «Сколково»: Грант покроет до 80% расходов компаний на внедрение ИТ-решений
Фонд «Сколково» получил дополнительное финансирование на поддержку пилотных проектов по федпроекту «Цифровые технологии» в 2022 г. С этого года фонд покрывает до 80% расходов российских компаний на внедрение ИТ-решений, созданных на базе цифровых технологий. Размер грантов увеличился со 120 до 300 млн руб. Всего до конца года «Сколково» благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» поддержит не менее 14 пилотных проектов. О том, как получить грант, рассказала Екатерина Столбова, руководитель проектного офиса Фонда «Сколково».
CNews: Когда стартовала программа поддержки внедрения отечественных ИТ-продуктов? В чем ее особенности?
Екатерина Столбова: Программа поддержки пилотного внедрения ИТ-решений, предусмотренная федеральным проектом «Цифровые технологии» национального проекта «Цифровая экономика», действует с 2019 года. Фонд «Сколково» финансирует компании, которые планируют первое масштабное внедрение российских решений в сфере информационных технологий. Конкурсы проводятся ежегодно, и на данный момент фонд отобрал уже 24 проекта на сумму 1,6 миллиардов рублей. Средний срок реализации проекта — два года.
CNews: Какие проекты были, на ваш взгляд, самыми интересными?
Екатерина Столбова: Недавно завершился проект, который реализовывала «Открытая клиника». Она внедрила систему интеллектуального распознавания рентгенологических снимков, разработанную компанией «Интеллоджик». Это первое внедрение подобной системы в России.
Еще один пример из сферы здравоохранения — проект Сеченовского университета, который внедрил у себя VR-систему, позволяющую в виртуальном формате обучать студентов-медиков диагностике и лечению особо опасных инфекций, в том числе при работе с больными коронавирусом.
Другой пример — совместный проект «Почты России» и «Яндекс.Технологии» по применению роботов-курьеров (роверов) для гиперлокальной доставки почтовых отправлений. В рамках проекта в 2021 году было запущено 11 роверов в 27 отделениях почтовой связи Москвы. Заказать услугу доставки посылки роботом-курьером можно из мобильного приложения.
Кроме этого, есть ряд проектов, предполагающих внедрение технологий в сфере промышленности: Абинский электрометаллургический завод, Атомэнергомаш и другие.
Многие из них находятся на финальной стадии реализации, в ближайшее время мы расскажем об их результатах.
CNews: Чем вы руководствуетесь при выборе проектов?
Екатерина Столбова: При выборе проектов мы оцениваем их по критериям, указанным в конкурсной документации. В первую очередь это технологические критерии. Правительство определило перечень приоритетных технологий, на разработку и внедрение которых могут предоставляться гранты. Перечень таких технологий достаточно широкий: инженерное программное обеспечение, решения, направленные на обработку больших данных, коммуникационные сервисы, операционные системы, системы управления базами данных и другие.
Во-вторых, продукт, который претендует на получение гранта, должен быть новым на рынке — мы поддерживаем первое внедрение.
Затем оценивается потенциал тиражирования продукта у других заказчиков. Он должен быть востребован на рынке, и надо аргументировать спрос.
Еще одним критерием является повышение экономической эффективности бизнеса заказчика. Получатель гранта должен обосновать, как внедрение продукта повлияет на экономические показатели деятельности компании.
CNews: Как изменилась программа в 2022 году?
Екатерина Столбова: В апреле этого года изменились условия конкурсного отбора: максимальный размер грантов был увеличен со 120 до 300 миллионов рублей, а объем обязательного внебюджетного финансирования сократился с 50% до 20%. После этого мы получили уже 53 заявки на гранты на общую сумму более 7 миллиардов рублей. На данный момент на разных этапах рассмотрения находятся около 40 заявок на общую сумму 5,5 миллиардов рублей.
CNews: Насколько востребована новая программа? Изменилось ли число обращений по сравнению с прошлым годом?
Екатерина Столбова: Да, конечно, спрос на получение грантовой поддержки по национальному проекту «Цифровая экономика» увеличился. Новые условия позволяют компаниям вложить меньший объем собственных средств — всего 20%, а не 50%, как раньше. На фоне непростой экономической ситуации этот инструмент помогает бизнесу не отказываться от ранее запланированных инвестиционных проектов по цифровизации, а компаниям-разработчикам выходить на рынок с новыми продуктами, тем самым обеспечивая развитие технологий.
CNews: Как происходит отбор заявок?
Екатерина Столбова: Заявка проходит многоступенчатый отбор. Первый этап — проверка на соответствие формальным требованиям. Как правило, если есть замечания, фонд отправляет их компании для устранения. После этого можно подать заявку на повторное рассмотрение. Если компания не устранит замечания в установленное время, фонд имеет право отклонить заявку. Но это не лишает компанию права подать ее заново через какое-то время.
Второй этап — рассмотрение заявки тремя независимыми экспертами, каждый из которых выдает экспертное заключение. В случае, если сводное заключение положительное, заявка переходит на следующий этап – рассмотрение экспертным советом.
На экспертном совете компания-заказчик и компания-разработчик должны рассказать о проекте и его соответствии критериям отбора, о технологии, о том, как в дальнейшем будет тиражироваться продукт и какой эффект ожидается от его внедрения. Экспертный совет принимает решение — поддержать или не поддержать проект.
CNews: Грант выплачивается сразу или поэтапно?
Екатерина Столбова: Грант перечисляется поэтапно. Сначала финансируется первый этап, а затем фонд рассматривает отчет о его реализации и, если результат положительный, предоставляется грант на следующий этап.
CNews: Есть ли ограничения по длительности проекта?
Екатерина Столбова: Да, такие ограничения есть — не дольше 30 месяцев.
CNews: Часто ли вы отказываете в получении гранта?
Екатерина Столбова: В этом году из 53 заявок, полученных с конца мая, было отклонено 13. Остальные находятся на разных этапах рассмотрения, по четырем уже принято решение о поддержке.
CNews: Кто выступает в роли экспертов?
Екатерина Столбова: В роли независимых экспертов выступают специалисты из сферы технологий, привлекаемые фондом по договору. В реестре «Сколково» широкий список таких экспертов. Компания, которая планирует подавать заявку, может ознакомиться с ним на странице dtech.sk.ru, и если она считает, что при оценке заявки тем или иным экспертом возникнет конфликт интересов, указать это в заявке. В таком случае фонд не будет его привлекать.
Экспертный совет также формирует фонд, он состоит из представителей компаний-лидеров, органов власти, научных организаций и институтов развития. Список этих экспертов утверждается приказом фонда.
CNews: Что бы вы посоветовали людям, которые готовятся к защите своего проекта на экспертном совете?
Екатерина Столбова: Я бы посоветовала внимательней относиться к тем замечаниям и рекомендациям, которые фонд направляет в ходе первого этапа рассмотрения заявки. Как правило, все проблемные места, которые обнаруживаются на старте, вызывают вопросы и на последующих этапах.
Так, например, наиболее часто в заявках плохо проработано обоснование в части расходов проекта или отсутствует достаточное обоснование пилотного характера внедрения. В некоторых случаях нет полноценного сравнения продукта с аналогами или подтверждения потенциала тиражирования на рынке.
CNews: Заявку можно подать в любое время?
Екатерина Столбова: На данный момент идет прием заявок. О его завершении мы сообщим на сайте не менее чем за 30 дней. Прием заявок завершается, когда израсходованы средства, предоставленные на поддержку проектов на текущий финансовый год.
CNews: Изменились ли проекты, с которыми люди приходят в этом году?
Екатерина Столбова: Проекты очень разные. Как я говорила, на днях поддержку по нацпроекту «Цифровая экономика» получили четыре из них: два направлены на цифровизацию сельскохозяйственной отрасли и создание умной фермы, другие два – на управление большими данными в сфере промышленности и в сфере связи.
В целом большинство заявок направлены на внедрение технологий в промышленной отрасли, здравоохранении и строительстве.
CNews: Чем еще вы можете помочь получателям грантов?
Екатерина Столбова: Мы консультируем компании, которые планируют подать заявки. Те, кто уже подал заявки, часто звонят с вопросами, как правильно устранить замечания. Также регулярно проводим лекции и вебинары по вопросам мер грантовой поддержки.
На этапе реализации мы сопровождаем эти проекты. В случае если возникают какие-либо проблемы, например, с закупкой оборудования или комплектующих, оказываем поддержку — подбираем альтернативных поставщиков, помогаем организовать канал поставки.
CNews: Как вы контролируете реализацию проектов, получивших грант?
Екатерина Столбова: Компании должны поэтапно предоставлять отчетность. По ходу реализации проекта часто возникает необходимость внесения изменений в соглашение в части расходов или поставщиков. Мы рассматриваем предложения и принимаем решение о заключении дополнительного соглашения. Если изменение носит существенный характер, то оно проходит дополнительную экспертизу.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, эффективна эта мера поддержки?
Екатерина Столбова: Как известно, первое внедрение продукта стартапа сопряжено с рисками. Заказчики, как правило, отдают предпочтение уже апробированным рынком решениям. Грант от «Сколково» по национальному проекту «Цифровая экономика» помогает разработчикам инновационных продуктов выйти на рынок. В то же время мера поддержки способствует цифровизации компаний-заказчиков и повышению их экономической эффективности.